В своей опере Верди создал совершенный образ главной героини, «божественной», словно предназначенной воплотить всё очарование примадонн XIX века. Основное внимание уделено душевному миру и трагической судьбе героини – падшей женщины (La traviata – падшая (ит.)), куртизанки, раскрытым с большой психологической тонкостью. Виолетта показана развивающимся персонажем – сначала перед зрителями представала женщина естественная, простая, сердечная, контрастирующая с окружающей её пошлой, корыстной, занятой мелкими интригами средой. Чувствовалось, что атмосфера беспечности и бездумного прожигания жизни внутренне тяготит её. Постепенно она раскрывается в большой и безграничной любви к Альфреду. Но события неизбежно влекут её к неизлечимой болезни. Из жизнерадостного влюбленного человека она превращается в существо, убитое горем, смертельно надломленное мучительными переживаниями.