В комической опере «Севильский цирюльник», по сути, четыре главных героя, на взаимоотношениях которых и строятся забавные коллизии и комические мизансцены: граф Альмавива до смерти влюблен в красавицу Розину, которую опекает злой тиран — доктор Бартоло, а цирюльник Фигаро всеми силами старается помочь молодым влюбленным.
У Россини получились живые характеры: герои способны искренне радоваться, печалиться, быть смешными и в то же время бесконечно обаятельными.
Однако помимо главных действующих лиц, в опере есть и те, кто делает спектакль по-настоящему зрелищным: жителей Севильи, музыкантов, солдат изобразят артисты хора, а в роли масок дель арте выступят артисты балета.
Более точно жанр можно определить как опера-буффа. «Севильский цирюльник» – опера о жизнелюбии, ибо ее автор, как никто, любил жизнь. Это одна из тех историй, о которых Стендаль говорил, что надо закрывать глаза на все нелепости и «только умирать от смеха и удовольствия».
П. И. Чайковский же назвал оперу «Севильский цирюльник» неоцененной «жемчужиной итальянской музыки». «Того блеска и изящества мелодии и ритма, которыми полна эта опера, — нельзя найти ни у кого! Она останется навсегда неподражаемым образцом своего рода», – писал великий композитор.